Учебный альпинизм: состояние и перспективы.

Учебный альпинизм: состояние и перспективы.
Сложный вопрос, затрагивался заинтересованными лицами неоднократно ранее:
Например:


Техническая подготовка альпиниста: заблуждения, проблемы, безопасность и очень много букв!

Реалии учебного альпинизма. День сегодняшний.

От состояния учебного альпинизма зависит будущее нашего сообщества, будущее нашего альпинизма. В СССР учебный альпинизм, благодаря господдержке и налаженной (Федерацией альпинизма СССР и Управлением альпинизма ВЦСПС) системе с её:

- учебными программами,
- хорошо подготовленными инструкторами,
- развитой сетью клубов и секций, ведущих круглогодичную подготовку альпинистов,
- альпинистскими лагерями во главе с начучями – личностями и коллективами постоянных инструкторов,
- льготами для желающих заниматься альпинизмом, и др.-
достиг высочайшего уровня, что привело тогда и к высочайшему уровню развития спортивного альпинизма.

Но отвлечемся от сравнений: как это было в СССР, как это делалось и делается «за бугром» и пр. Попробуем понять, как это делается у нас и сегодня!
Я бы этот вопрос разбил бы на ряд подвопросов:

1. Кто учит?
2. Чему учит?
3. Как учит?
4. Кого учит?
5. Зачем учит?
Постараюсь ответить на эти подвопросы. Во- первых, ряд альпинистов сегодня вне организаций. Учатся где попало и как Бог даст. И их все больше.

В секциях и клубах чаще всего или никто не учит, или реликты СССР. Лишь в отдельных альпорганизациях налажена учебная работа. Но даже в них – далеко не полноценная, не полностью выполняющая детально расписанные программы в утвержденной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ, разбитой на квалификационные уровни участников по всем направлениям: физическая подготовка, техническая, практическая, теоретическая, тактическая, психологическая и морально-волевая. Киньте в меня камнем те руководители альпорганизаций, где программа подготовки в подготовительном периоде выполняется так, как предписано Учебной программой!

Почему такая работа не ведется? Обычный ответ: НЕКОМУ ВЕСТИ, нет инструкторов. Как же нет? Непосвященный скажет: «ЦШИ ежегодно выпускает десятки инструкторов альпинизма! Должны быть инструкторы!» Да, выпускает. Но не для работы в секция и клубах. Раздела, посвященного клубной и секционной работе, в программе ЦШИ нет, как нет и рассмотрения вопросов выполнения Учебной программы для подготовки альпинистов в подготовительный период. Зато есть то, что для выпускников ЦШИ важнее: техника короткой веревки, нужная ГИДУ, но не инструктору!

Выпускники ЦШИ и не скрывают, что не будут работать в своих секциях, им это не нужно, а от них этого никто не требует. Заплатив не малые деньги (с проездом, проживанием, питанием и обучением около 100 000 руб) они, как говорят сегодня, хотят «отбить» их. Где? На Эльбрусе, Казбеке, Белухе, Ленина: там, где нужны гиды. Но за обучение по специальности «Горный гид» надо заплатить значительно больше! Вот и идут в ЦШИ, не смотря на то, что нет такой специальности «Инструктор альпинизма». Была бы корочка: кто там будет разбираться в деталях!

А что ЦШИ, Федерация? Им важен процесс, а не результат. Процесс идет, Школа работает, выпускники становятся инструкторами. А то, что в секциях, клубах, федерациях на альпмероприятиях работать не кому, - значит, надо еще больше инструкторов готовить!

Но вернемся к теме. На сборах и учебных мероприятиях инструкторов также не хватает. Учебный цикл занятий сводится к минимальному. Как часто встречающийся вариант учебного цикла в горах: скалы не проводим- дома были (ведь все на скалодром иногда ходили, ведь правда?!), на лед полдня хватит, а снег на подходе к «открывашке» будет. И то, что в результате альпинисты не научились передвигаться по горному рельефу, не беда: провесим маршруты начиная с 1Б перилами - как-то да прокарабкаются! Так мы и растим поколение за поколением деградирующих альпинистов, не знающих и не умеющих жить в горах и подниматься на горы.

Затем эти ребята дорастают до первого разряда, и принимают для себя (и для нас!!!) жизненно важное решение: горы нравятся, альпинизм нравится, пойду в Школу инструкторов альпинизма. Сам ничего толком не зная и не умея, такой альпинист становится инструктором. И плодит себе подобных. Это основная причина деградации нашего альпинизма!

Ведя учебную работу, такие инструкторы, дабы привлечь клиентов на проводимые ими восхождения, не могут похвастаться своими альпинистскими достижениями (горовосхождения некоторых наших инструкторов - тайна, скрываемая и охраняемая от сообщества как государственная). Поэтому они стараются закончить все проводимые в ФАР образовательные программы, чтобы использовать их перечень и полученные там звания в своей саморекламе.

Разобравшись в этом, начинаешь понимать старших тренеров АМ, всемерно старающихся найти ходячих инструкторов «Советского разлива». Несмотря на возраст, они добросовестно выполняют программу. Многие из них с отвращением и брезгливо морщатся, услышав или увидев кордалет, как и камалоты BD на маршруте 1Б. Они могут не знать методических указаний по cпасению пострадавшего малой группой, но умеют достигнуть того же результата десятком других способов и научить этому участников. Они могут научить участника главному: знать, думать и принимать решения в зависимости от ситуации, а не выполнять автоматически заученные раз и на всегда действия, к чему нас призывают сегодня.

Опытные альпинисты знают: в альпинизме не возможно раз и навсегда дать спасительные рекомендации: так можно, а так нельзя (как в каталогах Petzl). Чаще альпинист выступает в роли былинного богатыря, стоящего перед камнем с выбором: куда не пойдешь (налево, направо, назад, вперед) – будет плохо. Надо сделать выбор. И зачастую нарушение рекомендаций по безопасности может спасти жизнь, а соблюдение – привести к катастрофе.
Поэтому старое поколение инструкторов и учит знать и думать, а новое - призывают давать т.н. базовые техники, которые участник должен всегда и бездумно автоматически выполнять.
Сегодня чрезмерно много внимания и значения придается работе со снаряжением. Подготовка альпинистов часто сводится к базовым техникам работы со снаряжением, курсу спасения малой группой. А техникам передвижения по снегу, скалам, льду внимания уделяется очень мало.

Мы забыли, чему учили при СССР в Школах инструкторов Барова, Жирнова, Ставницера:
«Основа безопасности в Горах не веревка, не крючья, не закладки и прочие кордалеты! Основа безопасности – надежная и уверенная техника передвижения по горному рельефу. Срываться нельзя!»
Это часто происходит потому, что инструктор сам не знает и не умеет правильно и надежно передвигаться по горному рельефу. Причина – смотри начало статьи, - их учили плохие альпинисты-инструкторы.

А работать со снаряжением и обезьяну научить можно! Еще аспект. И при подготовке инструкторов в ЦШИ, и при дальнейшей передачи опыта инструктором участникам, учебная работа проходит на скалах, оборудованных анкерами. В реальной жизни после такого обучения у всех (и инструкторов в т.ч.) страх перед станциями на своих точках.

Теперь, кого мы учим.

И не пытайтесь меня убедить, что молодежь потеряла интерес к альпинизму, что у молодежи нет средств для занятий альпинизмом, нет времени и желания. Это отговорки, для объяснения нашей бездеятельности. Я живу в атмосфере учебного альпинизма круглогодично и ежедневно более десяти лет. До этого занимался учебной и тренерской работой по альпинизму и скалолазанию в клубах и секциях. Молодежь стремиться к альпинизму, как до них стремились многие поколения. Но вот с понятие об альпинизме имеет сегодня извращенное. К сожалению, мало кто из них читал Декларации сообщества: Тирольскую о хорошем стиле в альпинизме, Этическую, о сохранении скал для трэда. Не только участники, но и инструкторы. Поэтому многие считает перила, гидов, анкера и спортмультипитчи и прочие виаферраты – альпинизмом.

Общественное мнение давным - давно перестало генерироваться обществом. С появлением технологий манипуляции массовым сознанием и управлением общественным мнением, мы давно превратились в стадо, которое пастухи гонят в нужном им направлении. Сегодня в альпинизме такими пастухами являются производители снаряжения и коммерческий альпинизм.
Примеров много. Один из последних: девушки накупили уйму дорогущего снаряжения, на Эльбрус не взошли, но снаряжением похвастались. А ведь ходили люди раньше на Эльбрус зимою в валенках, полушубках и меховых рукавицах: и поднимались!
Теперь же в СМИ обзор за обзором: «Если не купите у нас все и сразу - вам на Эльбрусе кирдык придет!!!»

При сообщении друзьям, что ты альпинист, первый вопрос: «А на Эльбрусе был?» Если скажешь «Нет»,- какой ты альпинист, даже если у тебя полтора десятка «шестерок». Турфирмы, гиды и коммерческие базовые лагери разрекламировали коллекционные программы типа «Эльбрус», "Казбек", «Снежный барс», "Семь вершин", «14 х 8» и др. Это в сознании сообщества- альпинизм. Все остальное – подходы! Недавно кто-то на Риске удивлялся популярности последовательности «Эльбрус летом, зимою, пик Ленина, Снежный барс».

С таким общественным мнением в сообществе трудно бороться. Но надо. Объяснять, что современный альпинизм ставит вопросы не на какую вершину ты взгромоздился, а как ты это сделал. И поэтому Ушба по Коломыйцеву зимою в двойке автономно и в стиле фаст-н-лайт намного ценнее Хан- Тенгри летом в коммерческой экспедиции по провешенным экспедицией перилам и с гидом. И что учиться надо! От простого- к сложному. Есть учебная программа, есть на каждом этапе требования «должен знать- должен уметь» Такую работу можно и нужно вести в клубах, в СМИ, но …. Не кому вести, инструкторы в большинстве в коммерческом альпинизме, не будут рубить сук, на котором сидят и с которого кормятся: им клиенты нужны!

Вот мы и подошли к вопросу: «Зачем учит инструктор?». Мы живем в условиях капитализма. Только мастодонты реликтовые из СССР готовы за еду и идею всемирного коммунизма работать. Остальные - не готовы: семья, дети, снаряжение опять же дорогое, сами понимаете. Хорошо, за деньги учим. Но учить надо. И не потому, что тебе - инструктор, кушать хочется! А потому, что у тебя есть СВОЙ опыт и ты умеешь и хочешь его передать другим.

Наблюдаю за рынком на поприще учебного альпинизма.

Горных школ - пруд пруди. Но все ли они учат? Зачастую - это турпрограммы по развлечению и отдыху клиентов с обещанием за два дня сделать их настоящими альпинистами: прибытие- трансфер- гостиница- гид- попробовали полазать- экскурсия- гостиница- завтрак,- еще раз попробовали полазать, получили сертификат типа «ТЫ- настоящий альпинист!»- трансфер- убытие- стоимость тура. Здесь Горная школа- модное прикрытие.

Много турфирм, обещающих то же.

Много инструкторов- индивидуалов, предлагающих свои услуги.

Как разобраться во всем этом хаосе: кто есть кто, и что он тебе даст? Рекомендации ученикам: поинтересуйтесь вначале альпинистским опытом будущего учителя: сколько он сходил 5Б, сколько "шестерок", каких- убедитесь, что инструктору есть чему вас научить. Иногда хороший мастер спорта, не имеющий инструкторского звания и категории, может сделать больше, чем предъявитель десяти дипломов всех образовательных программ ФАР. Разузнав об учителе его спортивную сторону, справьтесь у его учеников: как учились, чего достигла. И потом принимайте решение.

Но на самом деле, не все так плохо. Есть еще хорошие учителя-инструкторы: в Питере, Москве, Красноярске, Челябинске, Екатеринбурге и др. Сохранились кое-где клубы, настоящие, где учат. Да и среди новых инструкторов уже есть кем гордится.

Пересекся с клубом «Горы Байкала», наблюдал за работой Евгения и Сергея Глазуновых,- отличные альпинисты, и других хорошо учат! Не препарированному и кастрированному коммерческому альпинизму, настоящему!

Есть еще пока у кого поучиться: в Арче у Грекова, в мероприятиях Ермачека. Сохранился дух альпинизма в Безенги, Уллутау. НО ЭТОГО МАЛО для развития массовости.

«Кто виноват»- я сказал. Осталось найти ответ на вопрос: «Что делать?»