Постараюсь ответить на эти подвопросы. Во- первых, ряд альпинистов сегодня вне организаций. Учатся где попало и как Бог даст. И их все больше.
В секциях и клубах чаще всего или никто не учит, или реликты СССР. Лишь в отдельных альпорганизациях налажена учебная работа. Но даже в них – далеко не полноценная, не полностью выполняющая детально расписанные программы в утвержденной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ, разбитой на квалификационные уровни участников по всем направлениям: физическая подготовка, техническая, практическая, теоретическая, тактическая, психологическая и морально-волевая. Киньте в меня камнем те руководители альпорганизаций, где программа подготовки в подготовительном периоде выполняется так, как предписано Учебной программой!
Почему такая работа не ведется? Обычный ответ: НЕКОМУ ВЕСТИ, нет инструкторов. Как же нет? Непосвященный скажет: «ЦШИ ежегодно выпускает десятки инструкторов альпинизма! Должны быть инструкторы!» Да, выпускает. Но не для работы в секция и клубах. Раздела, посвященного клубной и секционной работе, в программе ЦШИ нет, как нет и рассмотрения вопросов выполнения Учебной программы для подготовки альпинистов в подготовительный период. Зато есть то, что для выпускников ЦШИ важнее: техника короткой веревки, нужная ГИДУ, но не инструктору!
Выпускники ЦШИ и не скрывают, что не будут работать в своих секциях, им это не нужно, а от них этого никто не требует. Заплатив не малые деньги (с проездом, проживанием, питанием и обучением около 100 000 руб) они, как говорят сегодня, хотят «отбить» их. Где? На Эльбрусе, Казбеке, Белухе, Ленина: там, где нужны гиды. Но за обучение по специальности «Горный гид» надо заплатить значительно больше! Вот и идут в ЦШИ, не смотря на то, что нет такой специальности «Инструктор альпинизма». Была бы корочка: кто там будет разбираться в деталях!
А что ЦШИ, Федерация? Им важен процесс, а не результат. Процесс идет, Школа работает, выпускники становятся инструкторами. А то, что в секциях, клубах, федерациях на альпмероприятиях работать не кому, - значит, надо еще больше инструкторов готовить!
Но вернемся к теме. На сборах и учебных мероприятиях инструкторов также не хватает. Учебный цикл занятий сводится к минимальному. Как часто встречающийся вариант учебного цикла в горах: скалы не проводим- дома были (ведь все на скалодром иногда ходили, ведь правда?!), на лед полдня хватит, а снег на подходе к «открывашке» будет. И то, что в результате альпинисты не научились передвигаться по горному рельефу, не беда: провесим маршруты начиная с 1Б перилами - как-то да прокарабкаются! Так мы и растим поколение за поколением деградирующих альпинистов, не знающих и не умеющих жить в горах и подниматься на горы.
Затем эти ребята дорастают до первого разряда, и принимают для себя (и для нас!!!) жизненно важное решение: горы нравятся, альпинизм нравится, пойду в Школу инструкторов альпинизма. Сам ничего толком не зная и не умея, такой альпинист становится инструктором. И плодит себе подобных. Это основная причина деградации нашего альпинизма!
Ведя учебную работу, такие инструкторы, дабы привлечь клиентов на проводимые ими восхождения, не могут похвастаться своими альпинистскими достижениями (горовосхождения некоторых наших инструкторов - тайна, скрываемая и охраняемая от сообщества как государственная). Поэтому они стараются закончить все проводимые в ФАР образовательные программы, чтобы использовать их перечень и полученные там звания в своей саморекламе.
Разобравшись в этом, начинаешь понимать старших тренеров АМ, всемерно старающихся найти ходячих инструкторов «Советского разлива». Несмотря на возраст, они добросовестно выполняют программу. Многие из них с отвращением и брезгливо морщатся, услышав или увидев кордалет, как и камалоты BD на маршруте 1Б. Они могут не знать методических указаний по cпасению пострадавшего малой группой, но умеют достигнуть того же результата десятком других способов и научить этому участников. Они могут научить участника главному: знать, думать и принимать решения в зависимости от ситуации, а не выполнять автоматически заученные раз и на всегда действия, к чему нас призывают сегодня.
Опытные альпинисты знают: в альпинизме не возможно раз и навсегда дать спасительные рекомендации: так можно, а так нельзя (как в каталогах Petzl). Чаще альпинист выступает в роли былинного богатыря, стоящего перед камнем с выбором: куда не пойдешь (налево, направо, назад, вперед) – будет плохо. Надо сделать выбор. И зачастую нарушение рекомендаций по безопасности может спасти жизнь, а соблюдение – привести к катастрофе.