Школа ледолазания - 2020. Юбилейная.

Школа ледолазания - 2020. Юбилейная.
«Опять я Баксаном любуюсь как сказкой,
Прекрасной, прошедшей и неповторимой…»
Мы вернулись: полторы тысячи км в давно ставшей родною Газели за девятнадцать часов непрерывной езды - и мы дома. Закончена очередная, десятая по счету, ледовая школа. Семьдесят один человек: шестьдесят два участника под руководством девяти инструкторов, осваивали различные техники ледолазания по льду крутизной от 45 до 95 градусов разного состояния: от мягкого водопадно-каскадного льда в теплую погоду до перемерзшего глетчерного в минус 20. Учились рационально (с минимальными энергозатратами) лазать, располагаться для кручения буров и отдыха, страховаться, спускаться, извлекать из трещин страдальцев: в общем – всему предусмотренному Учебной программой для подготовки альпинистов и многому сверх программы!
Обычный распорядок дня на сборе:
5-00 подъем,
6-30 выход на занятия,
17-00 возвращение, до 19-00 обед и личное время.
19-00 двухчасовая лекция.
с 21-00 работа по отделениям, подготовка к следующему дню.

Всего занятиям непосредственно на льду было посвящено до шестидесяти часов интенсивной работы (участникам короткой смены – до сорока пяти часов).

Бытует мнение, что современный альпинист не хочет разных лекций, теоретических занятий, бесед. На сборе их было много, очень много (20 часов). И поверьте, всё слушалось с большим вниманием:
Инструкторы Школы ледолазания этого года:

- мастера спорта Советского разлива с большим опытом ледовых восхождений (зимних, летних, высотных), чемпионы и призеры чемпионатов СССР, в т.ч. в ледовом классе: Ситник М.А. (мсмк, 1 кат), Бойко Л.А. (мс, 2 кат), Фенов А.А. (мс, 3 кат при более чем полутора тысяч днями инструкторской работы с отделениями), Ляпун А.В. (мс, 3 кат с предыдущим замечанием),

- инструктор нашей Школы и альпинист с огромным опытом восхождений и работы Алексеев В.В. (кмс, 1 кат),

- и наши воспитанники-инструкторы, прошедшие несколько наших Школ ледолазания и хорошо освоившие техники Школы: Ярунов А.Г., Кудрявцев В.А., Скляр В.А., Краснов С.Л.

Все инструкторы работают по единому плану и учат единым приемам. Это "почерк" Школы.
Участники этой Школы – от новичков до перворазрядников, представляющие клубы и федерации РФ от западной до восточной границы. Многие приезжают ежегодно, включив этот сбор в свой план межсезонной подготовки.

Что заставляет участников ехать к нам, зачем им это? Ведь многих других устраивает по приезду летом в Горы раз – другой тюкнуть по мягкому летнему льду ледорубом на т.н. ледовых занятиях. Не секрет, что предусмотренные Учебной программой 10 часов ледовых занятий перед восхождениями многими инструкторами не выполняются: в занятия включают подход-отход к леднику (1-4 часа), перерыв на перекус (1 час), теоретическую часть. И на обучение времени не остается: дай Бог вспомнить, как по перилам на льду ходить. А если в сезоне предполагаются только скальные восхождения (в Узунколе, Фанах, Ворзобе, Ярыдаге-Ерыдаге) – ледовые занятия вообще не проводятся (а альпинисты недополучают умений по программе и поэтому не соответствуют этапу обучения).

Но ведь для прогресса и десяти часов мало: они в учебной программе только для того, чтобы проверить технику, освоенную до выезда в горы! Вот и едут со всех концов альпинисты к нам восполнять упущенное и недополученное. Ну и еще причина – техники лазания по льду. Отобранные нами техники- наиболее надежные, экономные, современные.

Большинство в СНГ на льду – самоучки, и лазают с двумя инструментами в технике широкой постановки рук на одном уровне и ног на одном уровне: рука-рука-нога- нога. Такая техника имеет множество недостатков, но так лазает большинство:
Видио взято здесь Это первый попавшийся ролик, но очень характерный.

Мы учим более эффективным и более современным техникам для крутого льда: рука-нога-рука- нога и рука-нога-нога, при постановке инструментов один над другим, узкой постановке ног и лазанию на прямых руках, со скрутками, флагами и перетанцовками на нависающем льду,за счет силы и выносливости ног.
Ну а по не крутому льду (до 60 град если лед мягкий) учим ходить в три такта с одним ледорубом. На некрутом, но "жестком" льду правильнее идти с ледорубом и инструментом, но и там техника своя - не ложась на лед и в определенной последовательности.

Фифы у нас под запретом как неэтичное снаряжение, чрезмерно упрощающее ледолазание и из экстрима делающего ледолазание игрой.

Занятия ведутся от простого к сложному, свято чтятся и основные дидактические принципы обучения: доступности, наглядности (все приемы демонстрируются инструкторами), последовательности (новое всегда базируется на предыдущем изученном), систематичности и пр. Всегда соблюдается цепочка «рассказ – показ – опробывание - корректировка- отработка». Каждый новый стиль вначале осваивается с верхней страховкой, затем с нижней по прокрученному, затем с прокруткой буров.

На сборе были СТ (страшный тренер), ОБ, врач и даже парикмахер:
Естественное наполнение программы: проушины, самовыкруты, спасы, лекции по снегообразованию и жизни снежного склона, состояниям снега, способам формирования ступеней в снегу, причинам лавин, их типам, лавинной безопасности, поиску в лавинах, опасностям на снегу и на льду при восхождениях и способам их избежать (или хотя бы снизить), причинам срывов на снегу и льду, психологии, как тренироваться дома, и многому другому.

Теперь вопрос: можно ли научить всему этому только на восхождениях? Без учебных занятий на леднике, как утверждают некоторые? Если всего только одного - двух человек на гида, наверное, обучить можно. Но не систематично и не в полном объеме, т.к. в условиях восхождения не найти лед всех разнообразий по крутизне, характеру, рельефу и состоянию. Да и погода может не позволить: тогда обучение плавно перейдет в спасение необученных клиентов гидом. Обучение на восхождении малой группы (1-2 клиента) - сродни домашнему обучению (без посещения общеобразовательной школы) богатенького наследника нанятым за большие деньги репетитором, вариант дорогостоящий и не всегда эффективный.

У нас же - доступная любому Школа, где обучение ведется в классах (отделениях по уровню подготовки). В СССР, если бы не школы советского типа, никогда бы не достигли всеобщего среднего образования населения. Вот и мы этим путем идем.

Я пытаюсь сосчитать, скольких альпинистов мы подготовили за десять Школ? Сосчитать трудно. Но все чаще на льду встречаешь наших учеников. Иногда не узнаешь их – лицо скрыто балаклавой, очками или маской. Но видишь наш стиль, «наш почерк» лазания. «Ты был у нас?». «Да, был!» «Пригодилось?» «Многократно: в Арче, в Безенги, в Уллутау…Спасибо вам!»

И это главное, ради чего мы работаем!

Прошлогодний сбор
Позапрошлогодний