В последние десятилетия наблюдаются изменения климата в горах, вызванные глобальным потеплением. Ледники "худеют", быстро теряя не только длину, но и толщины-ширину. Снеговая линия (уровень, выше которого в горах круглогодично сохраняется снег, фирн или лед) из-за постепенного роста среднегодовых температур, летом поднимается все выше. Но и над снеговой линией, если склон тонкий, под воздействием ультрафиолета снег-фирн стаивают, образуя на склоне "проплешины".
Обнажаются скрытые ранее вмерзшие в лед камни. Оттаивая и теряя сцепление со склоном эти камни рождают камнепады, часто в местах, где они ранее не наблюдались.
Обычно высоко в горах ночью или в зоне создаваемой горами тени на северо-западных склонах раньше преобладали минусовые температуры, и оттаявшие на солнце камни опять примерзали к склону: вероятность камнепадов значительно снижалась. Поэтому камнепадоопасные места рекомендовалось проходить как минимум через пару часов после прихода тени на ранее освещенный солнцем склон, а лучше – ночью или рано утром. Теперь довольно часто температура ночью даже на значительных высотах выше ноля, таяние льда продолжается, и камнепады не прекращаются.
Из-за роста положительных температур, раскисший днем снег ночью часто не смерзается, как это было до потепления. Лавинная опасность ночью не уменьшается или уменьшается незначительно. Старые рекомендации проходить лавиноопасныне места ночью или рано утром перестают действовать.
На гребнях, по которым проложены простые гребневые маршруты 1Б-3Б к.с., тысячелетиями идет постепенное разрушение скал под воздействием колебаний температуры (дневных и сезонных) в результате неравномерного температурного расширения скальных пород на поверхности и в глубине гребня, расширения попавшей в трещины воды при замерзании, ветровой эрозии, тектонических подвижек, высвобождения скрытых в скале напряжений. Ранее зимою пространство между камнями на гребне (курумом) во время пурги заполнялось снегом. На солнце снег таял, ночью и в сильные морозы талая вода замерзала, лед сковывал курум. В течении осени, зимы и начала весны этот процесс повторялся многократно, надежно удерживая летом соединенные льдом друг с другом и со склоном камни на гребнях. За эти примерзшие камни страховались, на них крепили перила и спусковые веревки. За пару десятилетий глобального потепления лед вытаял и зимою не успевает восполняться, а лежащий на гребне обломочный материал стал очень неустойчив, камнепадоопасен. Любое нагружение таких уступов ведет к потере ими устойчивости, падению.
Лед при положительных температурах более пластичен, на висячих ледниках под собственным весом он растягивается, движется («течет» по склону вниз) быстрее, чем до глобального потепления. Опять же, ледник – твердое физическое тело, расширяющееся при повышении его температуры, ведущее к «удлинению» ледника. Что также приводит к ускорению его движения. Поэтому на языке висячего ледника (сбросе) чаще чем это было раньше происходят обвалы льда, падение серраков.
Выше снеговой линии снежно-ледовый склон слоистый: внизу лед, на нем фирн, на фирне снег. Обломки разрушающихся над склоном скал падают на снег, присыпаются свежим снегом, удерживаются на склоне. Теперь же они чаще вытаивают и по открывшемуся льду скользят вниз, вызывая камнепады.
Усиление таяния снега-льда в горах ведет к переполнению горных озер, прорыву их с образованием мощных селей.
Год на год не приходится: состояние маршрутов летом очень зависит от солнечной активности, погоды, а температура воздуха – от множества факторов вплоть до извержения вулканов. Но общая тенденция – комбинированные и снежно –ледовые маршруты становятся все опаснее. Особенно во второй половине лета.
Это лето синоптики также обещают быть аномально жарким. Поэтому обязательно необходимо принимать дополнительные меры безопасности:
1. Не доверяйте описаниям маршрутов, даже свежим. Важно знать актуальное состояние маршрута. Поэтому важна разведка и (или) наблюдение за маршрутом с последующей оценкой его состояния и уровня опасности. Не спешите сходить больше маршрутов: лучше меньше, но с меньшим риском.
2. Помните, что с набором высоты на каждые 100 м температура падает на 0,6-0,7 градуса. Если очаг камнепада или лавинообразования есть на высоте, например, 3500 м, а термометр при выходе на маршрут из лагеря на 2500 м в 5 утра показал +6 град, то можно легко посчитать, что на 3500 м в это время температура будет не менее 0 град, и в течении дня станет выше: камни или снег ночью не смерзнутся! Опасность не снизиться!
3. Особое значение приобретает планирование восхождения. Нельзя в опасное время оказаться в опасном месте. Тактический план должен быть продуманным и обоснованным, а отклонения от него допустимы лишь при выяснении новых, ранее не учтенных обстоятельств.
4. Во второй половине лета зачастую скальные маршруты безопаснее комбинированных или снежно-ледовых.
Берегите себя. Лучше отказаться от восхождения, чем в последствии очень сожалеть о нем.