Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Часть 1

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Часть 1.
Предистория

Часто, даже если точки промежуточной страховки выдержали, срыв в трэде опасен: при установке точек мы не всегда успеваем предположить возможную траекторию...

Мы закончили наш двух-с-половиной-месячный осенний сбор, где в основном мы занимались практическим трэдом: корректировали технику лазания, учились правильно ставить точки и делать станции, ходили трэдом короткие маршруты
и длинные. Теперь можно продолжить КУРС ТРЭДА теоретический.
Хотелось бы отметить плодотворную дискуссию после публикации предыдущей
статьи и сделать несколько замечаний по её комментариям. Аудитория разделилась:
- на тех, кто считает в треде срыв обязательным приключением, рабочим моментом, поэтому необходимо не бояться срывов и пытаться идти на пределе своих возможностей; Часть из тех, кто так считает, так и делает (Rider). Другая часть
– пришла к такому выводу умозрительно, не имея своего практического опыта,
но будучи уверенным в мнении, как этого достичь (KostaL). Для них срыв - неизбежное приключение, необходимость для роста.
- на тех, кто считает в треде срыв опасным, риск которого следует сводить к минимуму; Поэтому необходим «запас прочности», позволяющий ходить трэд надежно, избегая срыва.

Для вдохновения первых привожу еще пару-тройку примеров из Ютуба:
Лично я придерживаюсь мнения, что срыв в трэде – опасен. Нас ни кто не заставляет лезть трэдом на пределе своих возможностей! Лазьте посильное, с запасом в одну категорию. А что бы лезть сложное - повышайте уровень лазания, а не сокращайте "запас"!
Кроме прочих факторов, повлиявших на формирование моего мнения по этому вопросу, ежегодные тяжелые травмы и смерти при прохождении традовых мультипитчей на стенах Крыма. На традмультипитчах вероятность допуска клаймером опасной ошибки выше, чем на коротких маршрутах. Эти ошибки ежегодно повторяются!
Кроме прочих факторов, повлиявших на формирование моего мнения по этому вопросу, ежегодные тяжелые травмы и смерти при прохождении традовых мультипитчей на стенах Крыма. На традмультипитчах вероятность допуска клаймером опасной ошибки выше, чем на коротких маршрутах. Эти ошибки ежегодно повторяются!

В первую очередь серия статей обращена к тем, кто хочет ходить длинные традиционные маршруты.
Но для коротких – большая часть выше и ниженаписанного относится то же.

От того, почему клаймер оказался на участке, превышающем по сложности его возможности, зависят причины, входящие в эту группу:

1.1 Недооценка или неправильная оценка сложности маршрута в целом или участка скалы на маршруте

1.2 Переоценка собственных возможностей

1.3 Уход с нитки маршрута на более сложный участок (плохое ориентирование и не умение «читать» маршрут).

По порядку. Мы готовимся к прохождению трэдом маршрута: собираем информацию, консультируемся. Уже на этом этапе возможны ошибки. Так, надо хорошо понять, по какой шкале оценивается сложность скал в описании (гайде), перевести на тебе знакомую шкалу. Наиболее популярны французская шкала, УИАА, Британская, Йосемитская, постсоветская.
У нас волею случая популярна французская шкала (первыми подготовщиками, приехавшими к нам для подготовки трасс первых международных соревнований, оказались французы, у которых мы и учились оценивать сложность скал «по ихнему»). Но и у нас каждый понимает её по разному, по своему (что хорошо видно из комментариев Rider).

Отсюда в разных регионах трассы одной категории имеют разную сложность. Так в Крыму спортмаршруты Ласпи или Кушкаи сложнее маршрутов тех же категорий в Никите или на Красном камне. Я уже не говорю, что многие едут в Турцию, дабы потом похвастаться прохождением маршрутов новой, более высокой, категории!

Иногда сложность обозначается одинаково (например, во французской и британской шкалах, допустим 6b), а разница в сложности может быть в одну полную категорию!.

Особенно неинформативна и вводит в заблуждение закрытая постсоветская шкала оценки сложности скал! Здесь, например, VI включает в себя в переводе на французскую от 5с до 9b+. А в этой системе оценки сложности описаны, например, маршруты в популярном гайде «Альпинистские маршруты Крыма»!

Описание и сравнение различных систем оценки сложности скал можно посмотреть здесь или здесь.

Не зависимо от вероисповедания (лезть трэд с запасом прочности или на пределе возможностей) мы при выборе маршрута должны понять максимальную сложность и сопоставить со своими возможностями. Но здесь то же есть нюансы!

Трэдовые маршруты чаще идут там, где легче страховаться (по щелям, внутренним углам со щелью, каминам и пр.)- рельефу, не характерному для спортивных дорожек! Поэтому, если вы лезете Fr 6b sport, еще не значит, что вы пройдете trad участок той же категории щелевого лазания с незнакомой вам техникой!

Некоторые клаймеры, пройдя на искусственных скалах в залах Fr 6а уверены, что смогут это сделать и на настоящих скалах. Заблуждение, приводящее к срыву. Пока вы не станете «на ноги», почувствовав трение, не привыкните к скале и не освоите технику СКАЛОлазания, ваше заблуждение опасно!

Ну и еще нюанс. Лезть трэдом психологически и физически сложнее, чем по спортивной дорожке. На это надо тоже «забиваться» при оценке своих сил и выборе маршрута. Для трэда лучше других Британская шкала, учитывающая не только сложность скал, но и возможности страховки (опасность). Но она у нас не используется, многим не знакома вообще.
Консультации с теми, кто ходил «ваш» маршрут. Подсознательно консультант будет стремиться приукрасить, мягко говоря, свое прохождение. Типа «Ключ- фигня, прошел легко, не задумываясь!» Хотя по факту жалел об отсутствии памперсов, зрея на грани срыва. Вы же, зная, что лезете не хуже консультанта, можете оказаться в той же ситуации.

Очень важно уметь правильно оценить визуально сложность участка скалы и выбрать на нем наиболее безопасный путь. Общеизвестно, скала кажется не сложной, когда смотришь на неё снизу. Оказавшись на этом, казалось простом, участке, понимаешь глубину своего заблуждения! Но «пить боржоми уже поздно!»

Лазание только по спортивным дорожкам отучивает нас ориентироваться, выбирать наиболее логичный путь, читать нитку маршрута. Учиться этому на трэдмаршрутах чревато срывами и травмами. Поэтому наименее безболезненное обучение – при лазании по длинным (до 100 м) маршрутам с верхней страховкой по незнакомой скале с возможностью отклоняться от центра в стороны до 10-15 м. Упражнение простое: снизу выбираешь путь и оцениваешь его сложность. Затем лезешь, сопоставляя предполагаемое с фактическим, делаешь выводы, т.е. учишься читать маршрут.
Тут я возвращаюсь к ранее озвученному тезису: «При большом объеме тренировок на скалах … с верхней страховкой 1 км в день, 6 км в неделю, 20 км в месяц ... тебе становится все равно: идешь ли ты с верхней страховкой, с нижней ли трэдом или вообще без страховки! Ты о страховке не думаешь, ты лезешь.Надежно и с запасом прочности.»

Это утверждение при обсуждении вызвало много дебатов. В чем смысл эффекта «больших объемов»? Кроме развития всех видов выносливости, совершенствование и доведения до автоматизма техники лазания, происходит то, что в диалектике сформулировано как ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО. В том числе- умение ориентироваться, читать маршрут, правильно оценивать сложность частей маршрута. Что и дает возможность надежно и уверенно лезть трэдом (на одну категорию сложности ниже от твоей максимальной), не думая о страховке.


Продолжение следует:
"2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще. Конечно, отдалить этот момент можно и нужно, развивая общую и специальную выносливость. Но особенно важна здесь «специальная» техника лазания, позволяющая максимально долго нашим мышцам работать в аэробном режиме. «Забитые» руки или ноги - следствие наших неправильных действий, которые и будут рассмотрены в этой группе причин срывов."

В заключение посмотрим красивый трэд:
PS: совершенно забыл о защитнике пляжников с ником Lll. На днях наблюдал групповое изнасилование пляжниками на Мердвенкае одного из простых спортмультипитчей "Шамбала". Извращенцы лезли так: первый- хватаясь за все отттяжки и наступая на все анкера. Второй- по веревке на зажиме.