В основном, мы занимаемся на леднике: замерзшие водопады (каскады) по своим свойствам (происхождению, характеру рельефа, твердости льда и др.) очень отличаются от льда глетчерного. А соответственно требует и другого снаряжения, других техник передвижения, другой тактики и пр. Мы занимаемся альпинизмом, на Горе преобладает глетчерный лед, поэтому мы делаем то, что для альпиниста нужнее и полезнее. На каскаде в Тегенекли отрабатывалось только передвижение связки со сменой ведущего.
Приемы ледолазания и выбор снаряжения зависят не только от крутизны льда, но его происхождения (глетчерный, натечный, каскадный), крутизны , состояния (пластичный, твердый, перемерзший, бутылочный), степени опасности.
Какой-то лед легко идется с одним ледорубом (с упором в склон штычком или клювиком), а какой-то - с двумя инструментами. И чередование (последовательность) работы рук и ног может быть разной по тем же причинам. В горах, на маршрутах с ледовыми участками крутизной 50-60 градусов, с болью в душе регулярно наблюдаю, как альпинисты ползком (т.е. чуть ли не ложась на пологий склон) с двумя ледовыми инструментами «борются за существование», считая, что именно так и надо передвигаться по льду этой крутизны. На более крутом льду они переходят на стиль «рука-рука-нога-нога», забивая инструменты параллельно широко на одном уровне, затем подтягиваясь на руках. И тоже уверенны, что лезут правильно.
Лет тридцать-сорок назад эти приемы ледолазания были единственно возможными, и именно так рекомендовалось лазать по льду в старых учебниках альпинизма, например, П.П.Захарова. С тех пор ледовое снаряжение давно вышло на новые уровни, что заставило измениться технику ледолазания, сделав её более экономной, рациональной, надежной. Но большинство по прежнему продолжает лезть по льду в описанных выше стилях.
Обучение мы ведем от простого - к сложному, вначале рассказываем и показываем правильную работу ног, корпуса, рук в разных приемах. Затем демонстрируем все приемы на тренажере и обосновываем эти приемы и действия: