Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Часть 3.

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Часть 3.
Предистория

Мы закончили наш двух-с-половиной-месячный осенний сбор, где в основном мы занимались практическим трэдом: корректировали технику лазания, учились правильно ставить точки и...

И так, мы пришли к выводу, что в трэде срыв опасен вырывом точек и, вследствие этого, глубоким падением (с увеличением вероятности получения травм), поэтому срывы лучше избегать...

Следующая группа причин срывов на скалах - потеря равновесия во время лазания.

Под равновесием здесь мы будем понимать устойчивые, сбалансированные положения тела скалолаза на скале в статических положениях или в движении, при которых тело не падает.
Из физики мы знаем, что тело находится в покое, то есть без движения, если сумма всех действующих на тело сил равна нулю. В устойчивом, равновесном положении скалолаз может сделать перехват рукою или перестановку ноги для продолжения движения без потери равновесия.

В противном случае (если сумма сил нулю не равна) под действием результирующей силы тело начнет двигаться. И если это движение не совпадает с нашим желанием, то есть нами не контролируется, и мы им не управляем, мы говорим о потере равновесия. Потеряв равновесие, мы можем успеть предпринять какие-то действия, предотвращающие срыв: например - успеть переместить ногу в более удачное положение. Но можем и не успеть.

Поэтому, скалолаз должен уметь управлять своим телом, за одно-два движения предвидя, к чему эти движения приведут.

Устойчивость нашего тела с одной стороны поддерживается бессознательно нашим вестибулярным аппаратом. Эта наша врожденная способность может совершенствоваться тренировками. Но на работу вестибулярного аппарата влияют такие факторы, как усталость, болезни, общее состояние организма, его обезвоживание, переохлаждение, перегрев и пр. Соответственно, нужно помнить о возможности такого состояния нашего вестибулярного аппарата и стараться его не допускать. В противном случае мы можем потерять равновесие, как говориться, «на ровном месте»!

С другой стороны на устойчивость тела скалолаза еще больше влияют наши сознательные действия: положения рук, ног, корпуса относительно друг друга. Необходимо знать физические причины нарушения равновесия и способы их устранения. Этому и будет посвящена большая часть статьи.

С третьей и четвертой сторон, скалолаз может потерять равновесие из-за воздействия внешних сил (ветра, камнепада, лавины, рывка веревкой и т.д.), или неожиданной потере точки опоры рукою или ногою. Эти причины будут рассмотрены нами позже в соответствующих статьях.

И так, сосредоточимся на причинах потери равновесии из-за наших неправильных действий во время лазания. На скале не крутой, до 75 градусов, вес нашего тела прижимает нас к скале, потерять равновесие из-за неправильных действий сложно, но можно. Например, выполняя скрестный шаг отклониться от скалы и не удержаться при отрыве одной из ног или рук. Или при лазании по вертикальной щели на плите, когда руки и ноги расположены «в одну линию».

Чаще потеря равновесия грозит скалолазу при лазании на крутых скалах (от 75 градусов), когда вес тела от скалы отрывает. Пока мы находимся на скале «на четырех точках опоры» - наше положение устойчивое, равновесное. Если одна из рук расположена так, что отвес, опущенный от этой опоры не попадает между опорами ног, то стоит нам отпустить вторую руку- равновесие нарушится: возникает перекошенная ось вращения (рука-нога), и момент вращения от нашего веса (вектор силы веса х на плечо- расстояние от нашего пупка до оси вращения). Нас отрывает от скалы вращательным движением («эффект перекошенной двери»).
Фото 1. Не устойчивое положение. Проекция от опоры правой рукою (красная линия) не попадает между опорами ног. Отпустив левую руку, скалолазка начнет вращение вокруг оси «правые рука-нога». На этом и следующих фото ученица Горной школы «Категория трудности» Ольга ЖелудОк из Беларуси.
Фото 2. Устойчивое положение. Проекция от опоры правой рукою (красная линия) попадает между опорами ног. Отпустив левую руку, скалолазка равновесия не потеряет.
Для того, чтобы не сорваться в этот момент, скалолазы часто используют «динамические движения»: предварительно откинувшись в сторону, противоположную перехвату, и качнувшись в сторону перехвата, создают силу инерции тела, выполняя
в этот момент перехват. Или для перестановки ноги (когда вес тела нас прижимает
к скале) вначале отталкиваются ногою от скалы, и пока наше тело по инерции отклоняется от скалы, делают перестановку ноги. Это очень распространенные приемы в боулдеринге, на спортивных маршрутах.

Но в трэде такие движения опасны: мы при использовании инерции тела далеко
не всегда контролируем точность движения, что может привести к срыву. «Динамить» можно, если ты уверен, что достанешь до зацепки и удержишься на ней. При он-сайт прохождении в этом мы никогда не уверены.

Поэтому (особенно- при он-сайт прохождении традового маршрута) перед тем, как отпустить одну из рук, и убедившись, что проекция от опоры второй руки выходит
за базу ног, необходимо выполнить одно из следующих движений для сохранения равновесия:

1. Перетанцовка
2. Поддержка
3. Флаг
4. «Третья рука»
Чаще всего, в данном конкретном положении можно выполнить любое из указанных движений: необходимо быстро принять решение, какое из них легче и быстрее сделать. Рассмотрим эти движения подробнее. Глядя со стороны, перетанцовки, поддержки и флаги могут выглядеть почти, что одинаковыми. Разница между ними в физическом смысле каждого из движений:

1. Перетанцовка – это изменение положения ноги, при котором меняется опора ноги на скалу. При этом обе ноги опираются на неровности скалы (зацепки, уступы), давят на них.

2. Поддержка – это изменение положения ноги, при котором нога упирается в скалу, создавая усилие, направленное в сторону, противоположную вращающему моменту.

3. Флаг – это изменение положения ноги, при котором нога отводится в сторону (обычно висит в воздухе без опоры на скалу, хотя иногда и упирается в скалу), своим весом создавая момент, уравновешивающий момент от веса тела, т.е. препятствующий вращению. Эта нога является противовесом.

Каждое из этих движений может быть «открытое» и «закрытое» (скрестное). При этом скрещивание ног может проводиться спереди через опорную ногу или сзади, за опорной ногой.
Перетанцовка − наиболее простое движение. Вы хотите отпустить левую руку, но видите, что проекция от опоры правой рукой выходит за базу ног. Поэтому, вначале вы должны правую ногу сместить правее, чтобы принять устойчивое положение («открытая» перестановка ноги). Иногда для этого достаточно только одного шага правой ногой.
Фото 3. Простая открытая перетанцовка. Иногда приходится танцевать:вначале подшагнуть,
затем сделать правой шаг вправо:
Фото 4. Перетанцовка вправо подшагиванием. Или вначале скрестно зашагнуть левой
ногою, а затем сделать правой шаг вправо:
Фото 5. Перетанцовка вправо скрестная спереди
Фото 6. Перетанцовка вправо скрестная сзади
Чем круче скала- тем чаще приходится танцевать, откидываясь то влево, то вправо. Иногда это один шаг. Чаще - два, но иногда и больше.

Поддержка

Часто для экономии сил выполняют не перетанцовку с полноценной постановкой обеих ног на скалу, а поддержку: для создания устойчивого треугольника сил просто одну из ног выносят в сторону и упираются стопою в скалу, как бы отталкиваясь от скалы и сопротивляясь повороту вокруг перекошенной оси. Поддерживая равновесие. Упор в скалу может быть при этом любой частью стопы: носком, боковой поверхностью, пяткой.

Как говорилось выше, поддержки могут быть открытые и закрытые (скрестные).
Фото 7. Поддержка равновесия (открытая) упором правою ногой в скалу.
Фото 8. Поддержка равновесия закрытая (скрестная) упором левой ногою в скалу. Упор в данном случае наружной частью стопы, но может быть и носком, иногда- пяткой.
Фото 9. Поддержка скрестная задняя. Правая рука вышла за базу ног. Чтобы избежать неустойчивое положение при перехвате левой рукою, правая нога уходит скрестно вниз-вправо и упирается в скалу. Теперь левой рукою можно сделать перехват.
Фото 10. Тоже (вид сбоку). Поддержка скрестная задняя. Правая нога создает равновесный
треугольник, упираясь в скалу.

Флаги.

Флаг может выполняться с упором в скалу, и здесь он почти не отличим от поддержки.
В чем отличие флага от поддержки? Флаг - движение не только для поддержки равновесия. Поддержки основаны на сопротивление нежелательному развороту
тела скалолаза. На сопротивление расходуется энергия, тратятся силы. Правильно выполняя флаг, можно создать ось вращения, при которой корпус «понесет» в нужную вам сторону. Таким образом, мы не тратим силы на сопротивление, экономим
их. Недостаток флагов с ногою-противовесом - скалолаз остается на двух точках
опоры, что снижает надежность. Но подкупает красота и легкость движения.

Вот некоторые из флагов с ногою-противовесом:
«Третья рука»

И так, мы находимся в неустойчивом положении: проекция от опоры рукою выходит за базу ног, устойчивость поддерживается второю рукою, удерживающей зацепку. Если мы в этом положении её отпустим, то возникнет косая ось, вокруг которой мы совершим непроизвольный разворот, ведущий к срыву.

Выше мы говорили, что перед тем, как отпустить удерживающую руку, мы должны выполнить одно из вышеперечисленных действий: перетанцовку, поддержку или флаг. Но можно удерживающую руку заменить ногою: зацепившись носком или пяткой рядом с удерживающей рукою, таким образом, создав на время перехвата «третью руку».
Фото 11. Правая рука и правая нога создали косую ось. От вращения против часовой стрелки удерживала левая рука, которой мы хотим сделать перехват. Зацепившись носком левой ноги за уступ мы заменили ею левую руку и можем сделать перехват.
Мы рассмотрели способы поддержания равновесия при перехвате одной из рук
и подходим к концу этой темы. Аналогичная проблема (поддержание равновесия) существует и при необходимости переставить ногу в неравновесном положении: когда проекция от опоры обеих рук падает между опорами ног, а вес тела прижимает нас
к скале. Большинство поступает просто: отталкивается от скалы ногою, и пока инерция тела несет нас от скалы, старается переставить ногу. Точность при этом
не гарантирована. Поэтому здесь лучше применить один из двух приемов:


1. «Третья нога»

Фото 12. «Третья нога» - для того, чтобы без толчка переставить правую ногу, делается упор правою рукою в скалу. Эта рука заменяет на время переставляемую ногу.
2. Зацеп и подтягивание рукой в сторону, противоположную направлению вращения.

Надо помнить, что от взаимного расположения ног и рук будет зависеть, будем ли мы находиться:

1. в равновесном статическом положении
2. или нас начнет крутить влево
3. или нас начнет крутить вправо

Учитывая это, мы должны располагаться на скале таким образом, чтобы предвидеть предстоящее движение и использовать его рационально.

В заключение предлагаю еще раз посмотреть прохождение маршрута "Black Bean" 8b Arnaud Petit, где он прекрасно использует все рассмотренные нами способы удержания равновесия: много флагов, поддержек.

Научиться игре на гитаре по самоучителю практически не возможно. Научиться скалолазанию по книгам и статьям- то же. Приезжайте к нам в Горную школу