Школа ледолазания и лавинной безопасности

подробности
Отчеты о прошедших сборах:

за 2021 год
за 2020 год
за 2019 год

Участники

Альпинисты, ледолазы. Квалификация – от начинающих до мастеров, разбиваются на отделения по уровням подготовки и опыта.

Входные требования

Согласие с политикой Школы, желание совершенствоваться, наличие пропуска в погранзону, снаряжения и экипировки для занятий.

Цель и задачи Школы

– совершенствование техник лазания и страховки на льду различной крутизны и состояния с разным снаряжением;

– изучение специальных приемов и развитие тактических навыков, необходимых для совершения ледовых восхождений на вершины гор и по замерзшим водопадам и спусков с них;

– ознакомление с опасностями зимних, комбинированных и ледово-снежных восхождений и путей снижения этих опасностей.

    Средства достижения целей

    – лекции и теоретические занятия ежедневно 2-2,5 часа;

    – практические занятия и тренировки ежедневно (с учетом подхода – 10 часов, непосредственно на льду – 5-6 часов ежедневно).

    Программа курса

    1. Лекции: Лавины и спасательные работы в лавинах. Снег: природа образования. Снежный склон: изменения в течение времени, перекристаллизация снега, глубинный иней. Теория образования лавин. Опасности лавин. Классификация лавин. Оценка и прогнозирование лавинной опасности. Стратегия и тактика передвижения группы в условиях лавинной опасности. Спасательные работы в лавинах. Необходимое снаряжение для ПСР в лавинах. Алгоритм действий спасателей. Организация ПСР.


    2. Передвижение по снегу. Способы создания ступеней в снегу в зависимости от состояния снега, направления движения, лавинной опасности. Различные способы образования ступеней в зависимости от состояния снега, крутизны склона, направления движения, степени лавинной опасности.

    3. Опасности снежного рельефа (кроме лавин). Меры по обеспечению безопасности. Возникновение натечного льда, пустот и поднутрений в зоне выхода к поверхности снега скал и камней и меры по обеспечению безопасности. Выбор маршрута. Порядок движения. Дистанция. Прокладка следа. Взаимодействие в группе при прокладке следа. Движение «в лоб». Зигзагом. На три такта. Подъем, спуск, траверс. Самостраховка вертикально воткнутым ледорубом. Опасности и ограничения. Самозадержание. Организация станций в снегу. Т-образное закрепление ледоруба.

    4. Станция из лавинной лопаты. Снежный якорь. Подручные средства- лыжи, снегоступы, мешок со снегом и т. д. Организация протравливания веревки для снижения нагрузки на станцию. Тактика передвижения по снежному рельефу. Взаимодействие связок на подъеме и на спуске. Снежные карнизы: опасность обрушения и меры по её снижению. Преодоление бергшрундов и рантклюфтов при подъеме и спуске.

    5. Лекции: Лед в горах. Виды льда (фирн, лед глетчерный, водопадный, натечный), природа образования, состояния (пористый, бутылочный, перемороженный). Опасности при прохождении ледовых склонов, кулуаров, замерзших водопадов, скал с натечным льдом и способы снижения уровней опасности.

    6. Специальное снаряжение для передвижения по льду

    Обоснование современных техник передвижения по льду. Философия современного спортивного альпинизма. Соответствие выбранного снаряжения крутизне, протяженности и состоянию льда. Причины возникновения усталостных явлений при передвижению по льду. Механизмы энергообеспечения мышечной деятельности (АТФ, креатинфосфокиназный алактатный, лактатные аэробный и анаэробный). Причины срывов на льду и способы избежать срыв.

    7. Равновесие при ледолазании и его поддержание различными способами. Передвижение по некрутому льду (до 45-50 град) с одним ледорубом. Передвижение по льду средней крутизны (50-70 град). Передвижение по крутому нависающему льду.

    Тактика прохождения ледовых маршрутов в горах.

    8. Индивидуальная техника передвижения по пологому льду (до 45 град). Самостраховка и самозадержание на льду. Движение вверх, вниз, траверсом.. Использование ледоруба. Работа ледорубом на подъеме, спуске, траверсе.


    9. Индивидуальная техника передвижения по некрутому льду (45-50 град). Движение на передних зубьях кошек. Вертикальное положение корпуса. Правильное использование ледоруба для самостраховки и передвижения. Подъемы, траверсы и спуски лазанием.

    Индивидуальная техника передвижения по льду средней крутизны (50-70 град). Техника «Рука-нога-рука-нога по диагонали».

    10. Индивидуальная техника передвижения по крутому льду (70-95 град). Различные техники ледолазания по крутому льду. Выбор техники ледолазания в зависимости от крутизны льда, его происхождения (глетчерный, натечный, каскадный) и состояния (мягкий, твердый, перемерзший) и погоды. Техника постановки ног. Положение корпуса. Лазание с двумя ледорубами. Работа двумя ледорубами. Лазание с ледовыми инструментами. Техника удара ледовым инструментом. Техника извлечения инструмента. Положение инструментов. Расстояние между ногами. Правильная последовательность ледолазания: подъем ног в положение «лягушка», извлечение нижнего инструмента с зависанием на прямой руке на верхнем инструменте, подъем на двух ногах (распрямить) и удар инструментом по вертикали над вторым инструментом на расстоянии около 1 м, повторение цикла.

    11. Различные техники ледолазания с инструментами на крутом и нависающем льду: скрутки, «флаги», «перетанцовки», замена подтягиваний руками распрямлением ног из полуприседа – «лягушки».


    12. Способы и средства страховки на ледовом рельефе. Промежуточные точки страховки — ледобуры. Длина. Очистка льда. Угол установки. Техника установки. Очистка ледобуров. Использование ледобуров на тонком льду- организация точки закрепления оттяжки. Вытаивание ледобуров. Две техники установки ледобуров: спортивная (без зависания на инструментах) и альпинистская (с подвисанием на инструментах при кручении ледобура).


    13. Организация страховочных и спусковых станций на льду. Страховочные станции на ледобурах. Расстояние между ледобурами. Позиция ледобуров. Угол станционной петли. Проушина. Размеры. Опасности и ограничения. Техника организации. Вертикальная и горизонтальная проушина. Блокирование проушин. Организация спуска с помощью проушины. Бур «Самовыверт». Опасности и ограничения. Техника использования. Ледовая пробка (гвоздь). Использование и ограничения. «Самосброс».


    14. Организация связок и движение связок на ледовом рельефе. Формы ледового рельефа. Тактика движения связки. Безопасность. Одновременное и попеременное движение на ледовом маршруте. Взаимодействие связок. Выбор места для станций


    15. Спасательные работы на леднике (вытаскивание из трещины). Тактика и техника СР в связке тройке. Удержание срыва. Алгоритм проведения спасательных работ в связке тройке. Тактика и техника СР в связке двойке. Удержание срыва. Алгоритм проведения спасательных работ в связке двойке.


    Снаряжение

    • Фонарь налобный с запасом батарей
    • Каска
    • Беседка
    • Ботинки альпинистские
    • Страховочное устройство
    • Карабины с муфтой - 5 шт
    • Клифа
    • Кошки с вертикальным (в сечении) передним зубом
    • Очки солнцезащитные и (или) маска
    • Ледоруб с ручкой до 60 см
    • Ледовые инструменты, пара
    • Карабины развесочные (типа «Каретул») 2-4 шт
    • Ледобуры - 5-7 шт
    • Оттяжка с двумя карабинами – 7 шт
    • Петли 60 см - 3 шт
    • Петли 120-150 см - 2 шт
    • Карабины без муфты - 5 шт
    • Веревка - 1 на двойку
    • Репшнур - 7 мм 6 м
    • Лопата лавинная - 3 на отделение
    • Лавинный зонд - 2 на отделени

    Расходы на участие

    Трансфер*
    1200-1500₽
    Проживание на базе в теплом корпусе:

    3 этаж (комнаты на 6-10 человек, удобства на этаже)
    2 этаж (комнаты на 2-4 человек, удобства в коридоре)
    2 этаж (комнаты на 2-4 человек, удобства в номере)


    1200₽/ сутки
    1300₽/ сутки
    1350₽/ сутки
    Организационно-инструкторский сбор**
    19000₽/смена
    Организационно-инструкторский сбор, не для членов альпклуба "Категория трудности"
    21000₽/смена
    * Стоимость рассчитана в одну сторону. Для беспроблемного попадания на общий трансфер необходимо прибыть в аэропорт/ жд вокзал Минеральных вод до 14.00 в день заезда. Обратные рейсы стоит брать на вторую половину дня дня отъезда.

    ** Организационно-инструкторский сбор – расходы на проезд, размещение, питание и работу инструкторов, общие расходы – бензин на подъезды м/автобусом, газ, снаряжение и пр.

    *** Расходы на участие в Школе указаны без учета стоимости проезда от места проживания до Минвод

    Организационные вопросы


    За полным списком ответов на частые вопросы сюда

    Кликните сюда, чтобы зарегистрироваться на смену или задать вопрос