Школа ледолазания и лавинной безопасности

подробности
Отчеты о прошедших сборах:

за 2021 год
за 2020 год
за 2019 год

Участники

Альпинисты, ледолазы. Квалификация – от начинающих до мастеров, разбиваются на отделения по уровням подготовки и опыта.

Входные требования

Согласие с политикой Школы, желание совершенствоваться, наличие пропуска в погранзону, снаряжения и экипировки для занятий.

Цель и задачи Школы

– совершенствование техник лазания и страховки на льду различной крутизны и состояния с разным снаряжением;

– изучение специальных приемов и развитие тактических навыков, необходимых для совершения ледовых восхождений на вершины гор и по замерзшим водопадам и спусков с них;

– ознакомление с опасностями зимних, комбинированных и ледово-снежных восхождений и путей снижения этих опасностей.

    Средства достижения целей

    – лекции и теоретические занятия ежедневно 2-2,5 часа;

    – практические занятия и тренировки ежедневно (с учетом подхода – 10 часов, непосредственно на льду – 5-6 часов ежедневно).

    Программа курса

    1. Лекции: Лавины и спасательные работы в лавинах. Снег: природа образования. Снежный склон: изменения в течение времени, перекристаллизация снега, глубинный иней. Теория образования лавин. Опасности лавин. Классификация лавин. Оценка и прогнозирование лавинной опасности. Стратегия и тактика передвижения группы в условиях лавинной опасности. Спасательные работы в лавинах. Необходимое снаряжение для ПСР в лавинах. Алгоритм действий спасателей. Организация ПСР.


    2. Передвижение по снегу. Способы создания ступеней в снегу в зависимости от состояния снега, направления движения, лавинной опасности. Различные способы образования ступеней в зависимости от состояния снега, крутизны склона, направления движения, степени лавинной опасности.

    3. Опасности снежного рельефа (кроме лавин). Меры по обеспечению безопасности. Возникновение натечного льда, пустот и поднутрений в зоне выхода к поверхности снега скал и камней и меры по обеспечению безопасности. Выбор маршрута. Порядок движения. Дистанция. Прокладка следа. Взаимодействие в группе при прокладке следа. Движение «в лоб». Зигзагом. На три такта. Подъем, спуск, траверс. Самостраховка вертикально воткнутым ледорубом. Опасности и ограничения. Самозадержание. Организация станций в снегу. Т-образное закрепление ледоруба.

    4. Станция из лавинной лопаты. Снежный якорь. Подручные средства- лыжи, снегоступы, мешок со снегом и т. д. Организация протравливания веревки для снижения нагрузки на станцию. Тактика передвижения по снежному рельефу. Взаимодействие связок на подъеме и на спуске. Снежные карнизы: опасность обрушения и меры по её снижению. Преодоление бергшрундов и рантклюфтов при подъеме и спуске.

    5. Лекции: Лед в горах. Виды льда (фирн, лед глетчерный, водопадный, натечный), природа образования, состояния (пористый, бутылочный, перемороженный). Опасности при прохождении ледовых склонов, кулуаров, замерзших водопадов, скал с натечным льдом и способы снижения уровней опасности.

    6. Специальное снаряжение для передвижения по льду

    Обоснование современных техник передвижения по льду. Философия современного спортивного альпинизма. Соответствие выбранного снаряжения крутизне, протяженности и состоянию льда. Причины возникновения усталостных явлений при передвижению по льду. Механизмы энергообеспечения мышечной деятельности (АТФ, креатинфосфокиназный алактатный, лактатные аэробный и анаэробный). Причины срывов на льду и способы избежать срыв.

    7. Равновесие при ледолазании и его поддержание различными способами. Передвижение по некрутому льду (до 45-50 град) с одним ледорубом. Передвижение по льду средней крутизны (50-70 град). Передвижение по крутому нависающему льду.

    Тактика прохождения ледовых маршрутов в горах.

    8. Индивидуальная техника передвижения по пологому льду (до 45 град). Самостраховка и самозадержание на льду. Движение вверх, вниз, траверсом.. Использование ледоруба. Работа ледорубом на подъеме, спуске, траверсе.


    9. Индивидуальная техника передвижения по некрутому льду (45-50 град). Движение на передних зубьях кошек. Вертикальное положение корпуса. Правильное использование ледоруба для самостраховки и передвижения. Подъемы, траверсы и спуски лазанием.

    Индивидуальная техника передвижения по льду средней крутизны (50-70 град). Техника «Рука-нога-рука-нога по диагонали».

    10. Индивидуальная техника передвижения по крутому льду (70-95 град). Различные техники ледолазания по крутому льду. Выбор техники ледолазания в зависимости от крутизны льда, его происхождения (глетчерный, натечный, каскадный) и состояния (мягкий, твердый, перемерзший) и погоды. Техника постановки ног. Положение корпуса. Лазание с двумя ледорубами. Работа двумя ледорубами. Лазание с ледовыми инструментами. Техника удара ледовым инструментом. Техника извлечения инструмента. Положение инструментов. Расстояние между ногами. Правильная последовательность ледолазания: подъем ног в положение «лягушка», извлечение нижнего инструмента с зависанием на прямой руке на верхнем инструменте, подъем на двух ногах (распрямить) и удар инструментом по вертикали над вторым инструментом на расстоянии около 1 м, повторение цикла.

    11. Различные техники ледолазания с инструментами на крутом и нависающем льду: скрутки, «флаги», «перетанцовки», замена подтягиваний руками распрямлением ног из полуприседа – «лягушки».


    12. Способы и средства страховки на ледовом рельефе. Промежуточные точки страховки — ледобуры. Длина. Очистка льда. Угол установки. Техника установки. Очистка ледобуров. Использование ледобуров на тонком льду- организация точки закрепления оттяжки. Вытаивание ледобуров. Две техники установки ледобуров: спортивная (без зависания на инструментах) и альпинистская (с подвисанием на инструментах при кручении ледобура).


    13. Организация страховочных и спусковых станций на льду. Страховочные станции на ледобурах. Расстояние между ледобурами. Позиция ледобуров. Угол станционной петли. Проушина. Размеры. Опасности и ограничения. Техника организации. Вертикальная и горизонтальная проушина. Блокирование проушин. Организация спуска с помощью проушины. Бур «Самовыверт». Опасности и ограничения. Техника использования. Ледовая пробка (гвоздь). Использование и ограничения. «Самосброс».


    14. Организация связок и движение связок на ледовом рельефе. Формы ледового рельефа. Тактика движения связки. Безопасность. Одновременное и попеременное движение на ледовом маршруте. Взаимодействие связок. Выбор места для станций


    15. Спасательные работы на леднике (вытаскивание из трещины). Тактика и техника СР в связке тройке. Удержание срыва. Алгоритм проведения спасательных работ в связке тройке. Тактика и техника СР в связке двойке. Удержание срыва. Алгоритм проведения спасательных работ в связке двойке.


    Снаряжение

    • Фонарь налобный с запасом батарей
    • Каска
    • Беседка
    • Ботинки альпинистские
    • Страховочное устройство
    • Карабины с муфтой - 5 шт
    • Клифа
    • Кошки с вертикальным (в сечении) передним зубом
    • Очки солнцезащитные и (или) маска
    • Ледоруб с ручкой до 60 см
    • Ледовые инструменты, пара
    • Карабины развесочные (типа «Каретул») 2-4 шт
    • Ледобуры - 5-7 шт
    • Оттяжка с двумя карабинами – 7 шт
    • Петли 60 см - 3 шт
    • Петли 120-150 см - 2 шт
    • Карабины без муфты - 5 шт
    • Веревка - 1 на двойку
    • Репшнур - 7 мм 6 м
    • Лопата лавинная - 3 на отделение
    • Лавинный зонд - 2 на отделени

    Расходы на участие

    Трансфер*
    1200-1500₽
    Проживание на базе в теплом корпусе:

    3 этаж (комнаты на 4-9 человек, удобства на этаже)
    2 этаж (комнаты на 3-4 человек, удобства в коридоре)
    2 этаж (комнаты на 3-5 человек, удобства в номере)


    1400₽/ сутки
    1500₽/ сутки
    1750₽/ сутки
    Организационно-инструкторский сбор, длинная смена**
    23000₽/смена
    Организационно-инструкторский сбор, длинная смена, не для членов альпклуба "Категория трудности"
    24000₽/смена
    Организационно-инструкторский сбор, короткая смена**
    18000₽/смена
    Организационно-инструкторский сбор, короткая смена, не для членов альпклуба "Категория трудности"
    19000₽/смена
    * Стоимость рассчитана в одну сторону. Для беспроблемного попадания на общий трансфер необходимо прибыть в аэропорт/ жд вокзал Минеральных вод до 14.00 в день заезда. Обратные рейсы стоит брать на вторую половину дня дня отъезда.

    ** Организационно-инструкторский сбор – расходы на проезд, размещение, питание и работу инструкторов, общие расходы – бензин на подъезды м/автобусом, газ, снаряжение и пр.

    *** Расходы на участие в Школе указаны без учета стоимости проезда от места проживания до Минвод

    Организационные вопросы


    За полным списком ответов на частые вопросы сюда

    Кликните сюда, чтобы зарегистрироваться на смену или задать вопрос
    Регистрация Задать вопрос