Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Часть 6.

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Часть 6.

Мы рассмотрели несколько основных групп причин срывов лидера на скалах:

Мы закончили наш двух-с-половиной-месячный осенний сбор, где в основном мы занимались практическим трэдом: корректировали технику лазания, учились правильно ставить точки и...

И так, мы пришли к выводу, что в трэде срыв опасен вырывом точек и, вследствие этого, глубоким падением (с увеличением вероятности получения травм), поэтому срывы лучше избегать...

Следующая группа причин срывов на скалах - потеря равновесия во время лазания. Под равновесием здесь мы будем понимать устойчивые, сбалансированные положения тела скалолаза на скале в статических...

В начале цикла я предупреждал, что классификация причин срывов - условная, некоторые причины будут «пограничными»: претендующими быть сразу в двух группах. Так потеря опоры рукою или ногою может...

Мы рассмотрели несколько основных групп причин срывов лидера на скалах...

Не раскрытой осталась последняя причина срывов: возникновение неконтролируемого (панического) страха.
Чувство страха - естественная защитная реакция живого существа на опасность, предупреждающая об этой опасности и помогающая на первом этапе преодолеть эту опасность. Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека». Он отмечал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности...

В принципе, если знать основные причины срывов, способы избежать срыв, лазать маршруты трэд на категорию ниже ваших максимальных возможностей на маршрутах спорт ("иметь запас прочности"), иметь необходимую физподготовку, то причин для возникновения страха быть не должно. Но никто не застрахован от ошибок, мы можем случайно или преднамеренно нарушить один из перечисленных принципов безопасности, переоценить свои возможности, неправильно оценить сложность участка, уйти с нитки маршрута и пр. и получить сигнал об опасности: зарождающийся в подсознании страх!

Сигнал. На уровне подсознания. И первую ответную реакцию организма: надпочечники вырабатывают адреналин, который быстро мобилизует организм на борьбу с возникшей опасностью. Как - смотри специальную литературу, или хотя бы - Википедию. Так, под воздействием адреналина, маленькая собачка кидается на напавшую на нее первой огромную псину (и иногда побеждает) или с огромной скоростью убегает от нее. Животные редко допускают переход возникшего страха на новый уровень: паники, ужаса (паническая атака).

Кот может внешне спокойно на высоте шестнадцатого этажа ходить по перилам балкона: адреналин мобилизует его и заставляет быть более точным и осторожным в движениях. То же с горными козлами.

У человека, в отличии от животного, есть разум. Может это и хорошо по жизни: подумать, просчитать варианты, пофилософствовать. Но на скале, когда ты вдруг ощутил, что вот-вот загремишь, а страховочная точка метрах в пяти ниже, и та сомнительная, лучше бы не иметь разума. Мысли твои потекут в одном направлении и заканчиваются обычно одинаково: "Это конец! Бедный я несчастный я: говорила мне мама - не лезь на скалу! Долазался!". И фантазия в башке уже рисует похороны, осиротевшую семью, печальные лица друзей у могильного холмика. "Неееет", истерика зарождается где-то в животе, и вы начинаете лихорадочно что-то предпринимать. И что бы вы в этой ситуации не предприняли - попытаетесь спуститься или полезете вверх, попытаетесь точку поставить или окаменеете и тупо будете ждать чего-то, - скорее всего все закончится срывом! Почему? Потому что вторая порция адреналина, выделяемая при возникновении паники, приведет кроме прочего к скованности движений, потере координации, головокружению, слабости, потливости...

Вывод: нельзя допустить мысли о срыве в голове после получения сигнала опасности: возникновения первой волны страха! Но как это: не думать, когда ОНО думается?

На войне в атаке кричат: кто "Урааааа", кто "Банзай". Кричат, чтобы не думать о пулях и снарядах. Можно и на скале кричать, если не стесняетесь.

Если Вы хоть чуть набожны - молитесь, думайте только о молитве и о Боге. Вспоминайте "Отче наш" или "Богородицу".

Но лучше песни петь. Прочитайте внимательно отрывок из книги А.Кузнецова "Внизу Сванетия" о выдающемся клаймере Михаиле Хергиани при первопроходе на С.Ушбу "по Зеркалам":

- ... Пошел лазанием в скальных туфлях, а тут град. Туфли не держат на скалах. Ушел вверх на сорок метров, шел без страховки, негде было крюка забить. И застрял. Не могу найти зацепки, и все! Чувствую, слабею, долго не продержусь. А веревка к ребятам идет: полечу - и их сорву. Тогда я крикнул вниз: "Отвяжите веревку!" - и запел. Знаешь, эту: "Я старый человек, не убивай меня, я дам тебе отцовский совет!" Они поняли, в чем дело, и не отвязывают. Сам не помню, как вылез. Вылез, закрепился, и в пот меня бросило.

Это очень важно "Сам не помню как вылез!": ментальное сознание было отключено! Он не думал о возможном срыве, о том, как лезть: он пел песню, а тело его лезло. Раз нельзя не думать, значит надо думать о другом! Способ замещения мыслей. Этот прием я использовал неоднократно: пел песни в голос и "про себя", читал стихи. А тело в это время боролось за жизнь: сантиметр за сантиметром лезло!

Потом я придумал способ лучше: я начинаю в такие моменты глубоко дышать, сосредотачивая все свое внимание на дыхании (Приказ себе: Нет ничего важнее дыхания- глубокого и ритмичного), а мысли уходили с каждым выдохом.

Но как лезть, не думая: не выбирая путь, зацепки, способы их использования?

Отвлечемся. Многие умеют водить машину, и большинство помнит свои первые самостоятельные поездки за рулем: кошмар и ужас! На какую педаль нажать, за какой рычаг дернуть и в какую сторону, в какой последовательности. Какую полосу выбрать, как перестроиться? А слева машины, а впереди дорожная разметка, знаки, светофоры и опять же - машины и пешеходы! А еще надо путь-дорогу выбрать к месту назначения. Камеры, полиция... Не удивительно, что пытаясь столько удержать в сознании, начинающие водители так часто попадают в аварии.

Опытный водитель не думает: он едет. Слушает музыку, пассажира, если и думает- то о чем угодно: о девушках, проблемах на работе или в семье и пр. А руки и ноги сами нажимают и дергают то, что надо нажать или дернуть. Опа! Засек камеру (или полицейского), и тут же в сознании всплыло: был знак "Ограничение 40 км", а меня 65 км, надо притормозить! А нет камеры (полицейского) - может и не вспомнить!

Что бы так ездить необходим наезд многих км разных дорог. Что бы так лазать (без участия головы) необходим налаз многих км разнообразных скал. И тогда тело само вылезет, на автомате. Иногда в таких ситуациях, как бы наблюдая за движением своего тела со стороны, вдруг восхищаешься: "Во дает! Перетанцевал, сделал скрутку - и вылез!" Но иногда и как Хергиани: сам не помню, как вылез!

Ну а если нет налаза? И поэтому нет гарантии, что тело вылезет? Тогда то же сорвешься, но без паники, и с песнями))) Но лучше налаз иметь! Тренируйтесь, не верьте тем, кто говорит: "на восхождении лазать научитесь."

Итак, выводы:
1. Изучайте технику лазания, причины срывов, способы их недопущения.
2. Лазьте по скалам: чем больше-тем лучше. Разнообразным. Разной сложности. С верхней страховкой, по спортдорожкам, трэдом, боулдеринг. Лазьте!
3. Ну а если "влипли"- не допускайте паники, пойте, молитесь, глубоко дышите, кричите "Ура!" Доверьтесь телу, ему больше чем вам не хочется падать)))
4. Перед восхождением (пролазом) слушайте музыку: она застрянет в голове и будет прокручиваться весь маршрут, проверено! Лучше было бы лезть с наушниками и слушать музыку, но тогда команд не слышно.